ГЛАВНАЯ  КОНТАКТЫ  ОБ АВТОРЕ  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
подробнее   >>>
 
23.09.2015
Биосфера (статья)
Биосфера — качественно своеобразная планетарная оболочка, включающая не только организмы, но и среду их жизни, охваченную и преобразованную деятельностью э...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Парк легковых автомобилей в России
По данным ГИБДД Российской Федерации, к началу 2007 г. парк легковых автомобилей в России составил 26 793 500 единиц. За 2006 г. российский автопарк вырос ...
подробнее   >>>
 


все новости...
 

Сущность научных подходов к управлению

К подходам к управлению любыми объектами относятся системный подход, институциональный, логический, подход ценителя эксклюзивного сервиса, воспроизводственно-эволюционный, стратегический, глобальный, стандартизационный, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, ситуационный, нормативный, оптимизационный, директивный, поведенческий, мотивационный, комплексный, маркетинговый, деловой, аналитический, традиционный, новаторский, формальный, предпринимательский, инновационный, профилактический, прагматический, экологический, экономический, социальный, правовой, ресурсный, рыночный, региональный, национальный, международный, исторический, адаптивный, интеграционный, однодис-циплинарный, многодисциплинарный, индивидуальный, корпоративный подход и др.

Мы перечислили 45 подходов к управлению, из которых половина являются научными сложными, а половина — прагматичными простыми. Сущность научных подходов надо раскрывать с разных точек зрения и разрабатывать механизм их применения, а простые по содержанию и структуре подходы можно применять без предварительной разработки механизма. Так, например, наиболее сложный — системный подход связан с изучением и проектированием различных биологических, технических, производственных, социально-экономических систем, по которым необходимо разрабатывать понятийный аппарат, классификации, формулировать конкретные средства для конкретных классов систем и правила их применения. Все перечисленные составляющие систем необходимо рассматривать с различных точек зрения, т.е. применять комплексный и другие подходы. Вместе с тем системный подход следует применять при решении любых проблем, большинства задач. Научные подходы не дублируют друг друга, а дополняют, позволяют расширить число граней исследуемой проблемы. Ниже приводится краткое содержание научных подходов.

Прагматичные простые подходы к управлению уточняют позицию исследователя или лица, принимающего решение, на какой-либо один аспект проблемы или процесса. Например, аналитический подход основан на применении различных методов анализа, позволяющих глубже изучить процессы и явления. При применении термина «аналитический подход» сами методы анализа не рассматриваются, а обращается внимание на необходимость применения методов анализа при решении проблемы. Или традиционный подход основан на использовании отработанных, проверенных практикой, старых методов и операций. Альтернативой традиционному подходу является новаторский подход.

Некоторые прагматичные подходы составляют понятия одного класса, области применения. Так, экологический, технический, экономический, ресурсный, социальный и правовой подходы освещают разные аспекты проблемы, и они могут быть интегрированы в один сложный комплексный подход. Национальный, региональный и международный подходы можно объединить в один сложный — территориальный, однако перечисленные простые подходы могут применяться и самостоятельно. Например, национальный подход — подход, который предусматривает при решении любых международных и государственных вопросов отдавать приоритет текущим и будущим национальным интересам, учитывающим национальные особенности и менталитет населения, интересы будущих поколений.

Из научных подходов системный подход в связи с его важностью и сложностью выделен в самостоятельную тему. Комплексный подход был рассмотрен в п. 1.1, институциональный — в п. 2.1, маркетинговый подход будет рассмотрен в п. 5.2. Воспроизводственно-эволюционный, стратегический, глобальный, эксклюзивный, процессный, оптимизационный, инновационный научные подходы нами рекомендуется применять при проведении стратегического маркетинга и НИОКР*. Рассмотрим сущность остальных научных подходов.

Подход ценителя эксклюзивного сервиса — подход покупателя к покупке товара (услуги), ожидающего, что: 1) изготовитель на стадии стратегического маркетинга изучил его потенциальную потребность; 2) разработчик и изготовитель применили научные подходы к управлению; 3) продавец честен и профессионален; 4) документация (стандарты, технические условия, сертификат, паспорт на изделие, инструкция по эксплуатации и др.) объективно отражает уровень качества товара, качество будущего сервиса, безопасность его применения, ресурсоемкость в сфере потребления и другие параметры; 5) изготовитель, торговые и сервисные организации — не временщики, а постоянные профессиональные партнеры, стремящиеся качественно, с минимальными затратами и своевременно удовлетворить потребности потребителя; 6) органы власти защитят покупателя от несправедливости.

Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта следующая: потребности -» функции -» показатели будущего объекта -> изменение (совершенствование) или формирование структуры объекта. В настоящее время применяется в основном предметный подход к управлению, при котором совершенствуется или изменяется существующий объект. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для сложившихся коллективов или отдельных работников. При применении функционального подхода идут от обратного — от потребностей, от требований выхода системы, возможностей на ее входе. При этом абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, учитывающие запросы потребителей, ищут совершенно новые организационно-технические решения для удовлетворения существующих или потенциальных потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего с системным, маркетинговым и воспроизводственно-эволюционным.

Структурный подход к проблемам управления — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в совокупности с целью установления их рационального соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Разновидностью структурного подхода, точнее определяющего важность факторов в их совокупности, является более сложный метод ранжирования, который подробно описан в специальной литературе. Приведем примеры применения структурного подхода.

Соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена (руководителя фирмы и его заместителей) рекомендуется принимать равным 5 : 2 : 3, а в структуре менеджера низшего звена — 1:2:7, т.е. руководители

 

 

должны больше заниматься разработкой стратегических задач, а мастера — их исполнением. Значимость факторов достижения конкурентоспособности товара — качества, цены, качества сервиса, затрат у потребителя, качества управления — должна быть примерно следующей 3:2:1:1:3, т.е. в распределении ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товаров и качества управления. Прежде чем применить структурный подход, рекомендуется провести структуризацию проблемы, например построить дерево показателей конкурентоспособности товара.

Ситуационный (вариантный) подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время. В силу многообразия факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (плана и т.д.), на учете непредвиденных обстоятельств. Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

а)         содержанию (технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.);

б)         виду управленческого решения во времени (стратегические, тактические и оперативные);

в)         ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

г)         методам реализации управленческих решений.
Сущность нормативного подхода заключается в установлении

нормативов управления по всем подсистемам системы управления и факторам конкурентоспособности объектов. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем — целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности и перспективности применения по масштабу и во времени.

Сущность директивного (административного) подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указании, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т.п.). В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются на:

систему законодательных актов страны и региона;

систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;

систему планов, программ и заданий;

систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании его возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой и психологии. Основной задачей этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и принуждать, побуждать и убеждать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике различные методы управления и принципы мотивации. Мотивация — это процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого свое понимание этого подхода, связанное с индивидуальным характером, воспитанием и образованием. Полнота и глубина практического применения делового подхода при разработке управленческого решения определяются объективными (для лица, принимающего или выполняющего решения) и субъективными факторами. Поскольку деловой подход к решению любых проблем применяют только люди или группа людей, то полнота и глубина его применения (соблюдения) будут определяться внешней средой и человеком (группой). К объективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, относятся:

конкурентоспособность внешней среды (для региона — это страна; для организации — страна, регион и отрасль; для специалиста — организация, система образования и т.д.);

сила конкуренции на данном рынке (рынке труда, товаров, технологий и т.д.);

качество систем управления на всех уровнях иерархии;

качество информационных связей (через Интернет и т.д.) организации или физического лица с поставщиками и потребителями;

качество правового и методического обеспечения процесса разработки и реализации управленческого решения;

система учета, контроля и мотивации обоснованных решений;

система ценностей, организационная культура и миссия организации и др.

Будем считать, что специалист и исполнитель не могут оказывать влияния на перечисленные факторы, поэтому они отнесены к объективным факторам. Руководитель организации может оказывать влияние на некоторые перечисленные факторы. В целом качество перечисленных факторов определяется государством. К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода к управлению, относят:

уровень культуры и национальные традиции;

системность и логичность мышления работника;

его деловые качества;

уровень автоматизации информационного обеспечения и организации управления;

систему мотивации и ответственности;

темперамент работника (для руководителя, принимающего индивида на работу,— это субъективный фактор, а для самого конкретного индивида — объективный);

характер работника;

его способности;

целенаправленность личности;

эмоциональность работника и др.

Исходя из перечисленных объективных и субъективных факторов можно сделать вывод, что деловой подход — это широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие качества.

В заключение приведем некоторые рекомендации по реализации на практике делового подхода к управлению. В 1912 г. российскими предпринимателями были приняты семь принципов ведения дел:

уважай власть;

будь честен и правдив;

уважай право частной собственности;

люби и уважай человека;

будь верен своему слову;

живи по средствам;

будь целеустремленным.

Позже эти принципы были дополнены еще тремя: оказывай уважение старшим, уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, будь постоянен в сексуальных отношениях [Н. Макнай-ер]. Перечисленные десять принципов предлагаем дополнить еще тремя: 1) стремись быть конкурентоспособным, поддерживай и развивай свои конкурентные преимущества, постоянно работай над собой, думай; 2) соблюдай всюду и всегда законы, общепринятые нормы поведения; 3) стремись выполнять «программу трех 3» (здоровье, знания и забота о ближнем).


Организация транспортного и складского хозяйств Организация и обслуживание рабочих мест Планирование использования мощности Организация обучения персонала принципам новой экономики Сущность экономических законов рыночных отношений Оборотные средства Основные производственные фонды Оперативное управление на предприятии Научная организация труда на предприятии Презентация (планирование деятельности предприятия) 

 
       
   
Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
Производственный процесс и принципы его организации
Характеристика общей структуры предприятия
Особенности управления предприятием
Инфраструктура предприятия
Размещение предприятий
Специализация и диверсификация производства
Кооперирование производства
Концентрация производства
Сущность научных подходов к управлению
Задачи эффективного управления
Производственно-техническая база предприятия
Организация производственных потоков
Организационная структура системы подготовки производства
Экологическая подготовка производства
Планово-организационная подготовка производства
Понятие поточного производства и виды поточных линий
Классификация технологических процессов
Проектирование технологических операций
Краткая характеристика и классификация предприятий
Требования к организации производственного процесса
Производственный процесс: характеристика, проектирование
Юридические лица: правоспособность, реорганизация и ликвидация
Внутренняя и внешняя среда предприятия
Структура предприятия
Проектирование производственной структуры предприятия
Организация производства в обрабатывающих цехах
Организация производства в заготовительных цехах
Информационное обеспечение системы менеджмента - коммуникация
Составляющие внутренней среды предприятия
Качество системы управления предприятием
Организация и управление производственным процессом

Фирменный автосервис

 

 


Задать вопрос