ГЛАВНАЯ  КОНТАКТЫ  ОБ АВТОРЕ  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
подробнее   >>>
 
23.09.2015
Биосфера (статья)
Биосфера — качественно своеобразная планетарная оболочка, включающая не только организмы, но и среду их жизни, охваченную и преобразованную деятельностью э...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Парк легковых автомобилей в России
По данным ГИБДД Российской Федерации, к началу 2007 г. парк легковых автомобилей в России составил 26 793 500 единиц. За 2006 г. российский автопарк вырос ...
подробнее   >>>
 


все новости...
 

Межгосударственные программы Западной Европы

Как показали результаты обследования результатов приватизации государственных компаний Италии и Франции, проведенного французскими экспертами, приватизация значительно изменила природу и стратегическую роль исследовательских подразделений НИОКР в приватизированных компаниях оцениваются по приносимой ими реальной или перспективной дополнительной прибыли В переходный период произошло сокращение исследовательских бюджетов и кадрового обеспечения НИОКР. Персонал в ИР был сокращен на треть в бывших подразделениях НИОКР итальянских компаний ILVA и ENI Group, французской компании Usinor Group за счет ликвидации административно-управленческих кадров. Приватизация исследовательских подразделений позволила более широко прибегать к аутсорсингу новой технологии, что дало возможность компаниям свертывать некоторые внутренние программы НИОКР. Кроме этого, подразделения отказываются от проектов, не имеющих прямого отношения к основной деятельности компании. Например, Enitechnologie (подразделение ИР в ENEL Group, Италия) в конце 80-х гг. проводила НИОКР по широкому спектру направлений (экология, энергетика, химия, новые материалы, биотехнология). В 1992 г., в преддверии объявленной правительством приватизации, здесь началась глубокая реорганизация, направленная на концентрацию усилий в одной области - в энергетике. Компания ENEL продала свою лабораторию по альтернативным источникам энергии Миланскому политехническому институту и сократила как расходы на НИОКР (за 1997-1998 гг. с 211 до 176 млн долл.), так и исследовательский персонал (с 1400 до 1300 человек).

Подобная перестройка исследовательской деятельности приводит к концентрации ресурсов компании, однако в ее ходе могут быть "потеряны" проекты, имеющие важное значение для промышленности или общества в целом в долгосрочной перспективе, наиболее уязвимыми оказываются исследования длительного характера, ранее финансировавшиеся правительством.

После приватизации все большая часть исследовательского бюджета подразделений ИР стала формироваться за счет средств, поступающих от производственных подразделений. В результате между производственными и исследовательскими подразделениями формируется внутрикорпорационный "рынок", где подразделения ИР "продают" свои разработки и услуги другим структурным единицам. (В некоторых компаниях доля исследовательского бюджета, формирующаяся за счет других подразделений, достигает 80%.) Перенос финансовых обязательств компании в сфере НИОКР на производственные отделы приводит к тому, что отбор проектов осуществляется на базе рыночных критериев, создаются благоприятные условия для трансфера технологии. Однако отрицательным моментом такой перестройки является возможность однобокой ориентации на краткосрочные проекты, что создает риск для перспективного развития компании. Некоторые компании начинают осознавать серьезность подобных последствий. Так, например, в Enitechnologie был создан корпоративный фонд НИОКР после того, как компания столкнулась с дефицитом финансирования исследований со стороны производственных подразделений.

Еще одним важным последствием приватизации исследовательских подразделений государственных промышленных компаний явилось усиление внимания к проблеме защиты интеллектуальной собственности. При государственной собственности в лабораториях, действовавших в национальных интересах, проблеме контроля и утечки информации уделялось меньше внимания, и не было серьезных стимулов для коммерческой эксплуатации исследовательских результатов. После приватизации, когда на смену общенациональным целям пришли интересы частных компаний, проблема приобретения и реализации прав на результаты НИОКР в условиях жесткой рыночной конкуренции вышла на первый план.

Таким образом, за последние годы государственный сектор НИОКР в странах Западной Европы претерпел серьезную трансформацию. При этом использовались различные схемы: полная или частичная приватизация путем акционирования или продажи частным компаниям; превращение в неприбыльные компании, фонды; диверсификация оставшихся в собственности государства исследовательских центров; передача в собственность университетам и т.д. Как правило, приватизируются околонаучные сферы деятельности (услуги и консультационная деятельность), а проведение непосредственно научных исследований остается в государственном секторе. Приватизация обычно сопровождается продолжением государственной поддержки на контрактной основе.

Трансформация и приватизация НИЦ требуют значительного подготовительного периода, в течение которого организация становится самоокупаемой и создает сеть коммерческих потребителей. Сам процесс приватизации требует от правительства больших финансовых затрат. В целом за последние 20 лет в странах Запад-Ной Европы было полностью приватизировано незначительное Число государственных исследовательских центров. Доминирующей формой собственности остаются неприбыльные организации и государственные центры.

Стимулирование инновационной деятельности вышло за национальные рамки и все в большей степени становится прерогативой ЕС. В 1995 г. ЕК в консультативном документе Green Paper-on Innovation подчеркнула критический характер проблемы "инновационного дефицита" в странах ЕС. В развитие этого документа в 1996 г. ЕК одобрила План действий в области инноваций, который предусматривает активизацию действий по следующим направлениям:

мобилизация венчурного капитала на ранних стадиях инновационных проектов;

совершенствование защиты интеллектуальной собственности;

упрощение процедуры создания компаний;

дальнейшее расширение мобильности научных кадров.

План предусматривает реализацию намеченных мер как на наднациональном уровне под эгидой ЕК, так и на национальном. При этом странам - участницам ЕС предлагается осуществлять данные мероприятия без привлечения дополнительных финансовых средств, в рамках уже существующих бюджетов на научно-техническую и инновационную политику.

В 1998 г. ЕК инициировала программу по выявлению и распространению наилучшей инновационной практики в странах ЕС. Основное внимание уделяется таким вопросам, как финансирование инноваций, поддержка нового инновационного бизнеса, охрана интеллектуальной собственности, повышение эффективности систем стимулирования НИОКР и инноваций. Был запущен проект по мониторингу инновационной деятельности в ЕС - Европейский инновационный барометр (Trend Chart on Innovation), включающий анализ инновационной политики и системы инновационных показателей (Scoreboard). В области дальнейшего развития кооперационных схем основное место отводится локальной сети центров по распространению инноваций (Innovation Relay Centres - IRQ [11, с. 18]. Статус центров по распространению инноваций - независимые консультационные организации в области технологии и бизнеса, получающие помощь от ЕК по предпринимательству. Эти центры оказывают помощь инновационному бизнесу по следующим направлениям:

распространение технологии;

коммерциализация результатов НИОКР, включая вопросы интеллектуальной собственности;

развитие адаптационных возможностей компаний к новой технологии, включая нахождение потенциальных партнеров и сведение их вместе;

осуществление транснациональных инновационных инициатив;

распространение информации об инновационной политике Сообщества.

Центры созданы в 1995 г., уже действует 71 центр в 33 странах, оказана помощь более, чем 55 тыс. компаний. Центры сами представляют собой сеть, их членами являются 220 европейских организаций, в их работе принимает участие более 1 тыс. консультантов. В настоящее время создаются транснациональные центры, включающие центры двух стран по принципу географической сопряженности или единого языка (англо-французский и немецко-швейцар-ские транснациональные центры).

В 1997 г. ЕК инициировала консультации по вопросу создания необходимых условий для становления инновационного бизнеса. На основе их рекомендаций Комиссия в 1999 г. начала выполнять программу стимулирования механизмов поддержки создания новых инновационных компаний (стадия "старт-ар") и выделила на эти цели 15 млн евро.

В январе 2000 г. ЕК призвала к выработке единой исследовательской и инновационной политики на наднациональном и национальном уровнях. Она также предложила создать единое европейское исследовательское пространство с учетом расширения ЕС, открыть национальные научно-исследовательские программы для иностранных ученых на взаимной основе [2, с. 38; 5, с. 2].

В 2000 г. Европейский союз взял курс на создание к 2010 г. наиболее конкурентоспособной в мире динамичной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области: научно-техническая, инновационная и образовательная политика. В частности, к уже существующей Рамочной программе НИОКР добавлены новая Рамочная программа по конкурентоспособности и инновациям (2007-2013 гг.), а также Программа интегрированных действий По непрерывному образованию. В развитии этой стратегии предусмотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического Потенциала - увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9% до 3,0% ВВП (на 2/3 за счет инвестиций частной промышленности и на 1/3 - государственных расходов), а также расширение панъевропейского сотрудничества в рамках европейской Рамочной программы НИОКР. Основой новой научно-технической политики Брюсселя стало создание Европейского научного и инновационного пространства. (Ожидается, что рост расходов на НИОКР до 3% - го уровня даст дополнительный годовой прирост ВВП в размере 0,5% и приведет к созданию ежегодно 400 тыс. дополнительных рабочих мест после 2010 г.)

В 2003 г. Европейская Комиссия разработала "дорожную карту" (план конкретных действий по стимулированию инвестиций в НИОКР), предусматривающую изменение приоритетов в инновационной политике стран ЕС, цель которых:

повышение эффективности государственной поддержки исследований и инноваций, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, усиление исследовательской базы в государственном секторе, усиление стимулирующего эффекта государственного финансирования на инвестиции в НИОКР частного бизнеса;

переориентация государственных ресурсов на исследования и инновации путем увеличения эффективности государственных расходов, улучшение правил государственной помощи бизнесу и государственных контрактов;

улучшение инновационной среды, в частности охраны интеллектуальной собственности, правил конкуренции, финансовых рынков и налоговых систем.

Одним из главных направлений инновационной политики ЕС является противодействие переносу исследовательских мощностей европейских компаний за рубеж и "утечке мозгов" главным образом в США, а в будущем также в Индию и Китай. В этих условиях ЕК инициировала создание Европейского технологического института (ЕIТ) - аналога американского MIT, основными задачами которого будет подготовка научных специалистов высокого уровня, создание инноваций и распространение результатов исследовательских разработок. ЕК намерена выделить новому институту в 2007-2013 гг. 1 млрд евро из фондов ЕС и обеспечить приток еще 1 млрд евро от промышленных компаний.

Европейские программы сотрудничества вносят наибольший вклад в развитие сотрудничества между различными субъектами инновационной деятельности. Наиболее крупные программы - Рамочная программа НИОКР ЕС и программа "Эврика".

Совместные проекты осуществляются также в рамках созданной в 1970 г. программы КОСТ (сотрудничество в области научных й технических исследований), представляющей собой в настоящее время сетевую организацию. Механизм кооперации в рамках КОСТ основан на принципе согласованных действий. Это означает, что участники совместно разрабатывают проект, который затем осуществляется в национальных центрах за счет собственных источников финансирования. На заключительной стадии результаты исследований объединяются и обобщаются.

В настоящее время в КОСТ участвует около 30 тыс. ученых и исследователей из 32 стран - членов КОСТ и более 50 институтов, в том числе 14 российских.

Структурные фонды ЕС финансируют создание инновационной инфраструктуры в отсталых районах Сообщества (в 1994- 1999 гг. по линии структурных фондов на эти цели было выделено 8,5 млрд ЭКЮ, в то время как бюджет действовавшей в этот период 4-й рамочной программы НИОКР составил 13 млрд ЭКЮ).

Рамочные программы НИОКР ЕС

С 1984 г. все НИОКР, проводимые под эгидой ЕС, объединены в пятилетние рамочные программы НИОКР ЕС. Рамочная программа утверждается и осуществляется Советом министров ЕС. Она реализуется через специальные программы со своим бюджетом, составом участников и едиными правилами для всех членов ЕС. Специализированные программы взаимодополняемы и охватывают все стадии инновационного процесса - от подготовки специалистов и проведения фундаментальных исследований до создания инновационных механизмов. Отдельные программы предназначены специально для обеспечения процесса инноваций.

Основной принцип действия ЕС - принцип дополнительности, т.е. ЕС принимает меры только тогда, когда страны-члены не могут Достичь данных целей самостоятельно, или, учитывая их важность и масштабность, когда они могут быть решены только под эгидой ЕС.

Финансирование. Участие ЕС в финансировании сотрудничества осуществляется тремя главными способами: прямым, косвенньм и согласованным. Прямой способ означает финансирование Проектов полностью из бюджета ЕС (используется в основном для собственных исследовательских центров ЕС). Косвенным способом финансируются проекты, проводимые по контрактам национальными исполнителями в рамках программ ЕС. В этом случае дотации ЕС составляют 50%, остальную часть оплачивает подряд, чик. Таким способом финансируется основная часть программ. При согласованной форме финансирования ЕС берет на себя рас. ходы только по координации работ и обмену научно-технической информацией. Вместе с тем границы между этими способами размыты и вклад ЕС может меняться в зависимости от характера программы и стадии ее реализации. Основной принцип финансирования - принцип субсидиарное™ (дополнения). Финансируются только те НИОКР, которые не могут быть выполнены силами страны. Общий принцип - чем ближе НИОКР к стадии коммерческого использования, тем меньше доля ЕС в их финансировании.

Исследовательские фонды выделяются по принципу качества проектов независимо от пропорционального участия страны в проекте или национальных квот (в этом их отличие от других международных организаций или региональных фондов ЕС, действующих на основе квот).

Отбор проектов. Проекты представляются на конкурс, объявляемый ЕС. Процедура отбора проектов включает три этапа:

1) с помощью независимых экспертов ЕК составляет список заявок, заслуживающих поддержки ЕС. На этой стадии рассматривается только научно-технический аспект;

2) список отобранных проектов передается на рассмотрение соответствующего комитета по данной программе. Здесь может приниматься во внимание и такой аргумент, как страновой баланс в размещении проектов;

3) соответствующая генеральная дирекция комиссии ЕС принимает окончательное решение по проекту.

Все программы проходят текущий мониторинг и по окончании выполнения получают заключительную оценку эффективности.

Интеллектуальная собственность. Информация и результаты исследований доступны всем участникам проекта независимо от их финансового вклада. Бесплатная лицензия предоставляется каждому партнеру.

Финансирование НИОКР. Финансирование в рамочной программе составляет 4-5% государственных расходов на НИОКР в странах ЕС. Однако основное назначение этой программы - стимулирование транснационального и межинституционального сотрудничества в проведении доконкурентных исследований стратегического характера, имеющих общеевропейское значение, создание и распространение новых знаний, подготовка кадров, разработка стандартов.

Приоритеты. За годы действия рамочных программ НИОКР ЕС произошло значительное изменение приоритетов. Если в первых рамочных программах основное место отводилось исследованиям в области энергетики, то в настоящее время главную роль играют информатика и жизнеобеспечение. Кроме того, все большее внимание уделяется стимулированию инноваций. Если первые программы были направлены в основном на проведение научных исследований, то в настоящее время программы носят горизонтальный характер, включая все этапы НИОКР, экспертизу, решение этических проблем науки.

Действовавшая в 2002-2006 г.г. шестая рамочная программа НИОКР ЕС предусматривала создание единого европейского исследовательского пространства, которое позволило бы сгладить различия в уровнях научного развития между странами-участницами, расширить мобильность научно-технических кадров, более активно привлекать специалистов из третьих стран.

Основной особенностью этой программы является открытие доступа России к участию. Финансирование участия российских ученых в европейских проектах из бюджета ЕС осуществляется по правилам, аналогичным распространяющимся на членов ЕС. Российские специалисты, в частности, получили право участия в программе "Технологии информационного общества". В данной программе особое внимание уделяется фундаментальным исследованиям. Во-первых, на эти цели выделяется сумма, сопоставимая с финансированием кооперационных проектов в области ИКТ; во-вторых, создана новая структура - Европейский исследовательский совет (European Research Council - ERC) по грантовой поддержке фундаментальных исследований "на переднем крае науки". Цель финансирования - выявление исследовательских проектов, которые могут Дать импульс развитию новых научных направлений, а также снижение оттока научных кадров за рубеж, в частности, молодых талантливых ученых. Пакет проектов будет формироваться "снизу".

На 2007-2013 гг. (седьмая рамочная программа НИОКР ЕС) намечено дальнейшее развитие европейской кооперации по наиболее передовым научно-техническим направлениям, в числе которых построение информационного общества (главный тематический приоритет), биотехнология и геномика, нанотехнология и новые Материалы, космос, безопасность и т.д. Седьмая программа в организационном плане предполагает 8 направлений сотрудничества: создание центров "превосходства" в ходе сотрудничества исследовательских лабораторий; запуск европейских технологических инициатив ("платформ", "карт" и т.д.); стимулирование фундаментальных исследований путем развития конкуренции между исследовательскими группами; создание привлекательного климата для лучших "умов" Европы и мира; развитие исследовательской инфраструктуры; улучшение координации национальных программ НИОКР; два новых направления - космос и безопасность.

В отличие от шестой программы, концентрировавшей усилия на создании и структурировании единого инновационного пространства, в седьмой программе основной акцент сделан на стратегических тематических направлениях с учетом интересов частного бизнеса. Предусмотренное увеличение единого исследовательского бюджета станет "локомотивом" увеличения расходов на НИОКР как в государственном, так и в частном секторе. Второй раз за существование программы с 1984 г. на седьмую программу (2007-2013 гг.) выделено почти в три раза больше средств, чем на предыдущую, шестую (2002-2006 гг.). Частично этот рост связан с расширением ЕС, но главным образом с необходимостью создания единого европейского научного пространства. Первое двукратное повышение расходов произошло в четвертой рамочной программе в 1994 г. Бюджет шестой программы составил 17,5 млрд евро, затем был увеличен в связи с расширением членов до 19 млрд евро, бюджет седьмой превысит 50 млрд евро. Структура расходов в седьмой рамочной программе (без бюджета Евратома) представлена в табл. 1.

Таблица 1 Структура расходов в седьмой рамочной программе НИОКР ЕС (2007-2013 г.г.)

Основные разделы

Млн евро

Проценты

Тематические направления кооперационных исследований, всего

32 413

100,0

В том числе:

Информационные и коммуникационные технологии

9 050

27,9

Здравоохранение

6 100

18,8

Транспорт, включая авиацию

4 160

12,8

Нанонауки, нанотехнологии, новые материалы и производственные процессы

3 475

10,7

Энергетика

2 350

7,3

Продукты питания, сельское хозяйство, рыболовство, биотехнология

1 935

6,0

Окружающая среда

1 890

5,8

Космические исследования

1 430

4,4

Безопасность

1 400

4,3

Социально-экономические и гуманитарные исследования

623

1,9

Новые идеи (Европейский исследовательский совет)

7 510

-

Человеческий капитал (программа Мари-Кюри)

4 750

-

Исследовательские мощности, всего

4 097

100,0

В том числе Исследовательская инфраструктура

1 715

41,9

Поддержка НИОКР в малом и среднем бизнесе

1 336

32,6

Прочие

1 046

25,5

Неядерные исследования Совместного исследовательского центра ЕС

1 751

-

ВСЕГО

50 521

 

Рассчитано по Seventh Framework Programme http //cordis europa eu/fp7/budget

Программа "Эврика"

Европейская программа научно-технического сотрудничества в области высоких технологий "Эврика" направлена на создание и поддержку международной сети научных и промышленных организаций и содействие установлению контактов между ними в сфере НИОКР. Научно-технические проекты осуществляются в гражданской сфере и предназначены для коммерческой реализации.

История создания "Эврики". В 1985 г. правительство Франции выдвинуло инициативу по расширению научно-технического сотрудничества западноевропейских государств в целях приостановки отставания Западной Европы от США и Японии в развитии современных отраслей и производств и выхода вперед по ряду "критических" направлений НТП.

Первоначальная идея рассматриваемой программы состояла в стимулировании межфирменного сотрудничества путем выделения дополнительных государственных средств исходя из выработанных правительствами приоритетов. Этим путем Франция намеревалась воспрепятствовать "утечке умов" в США и противопоставить европейскую промышленность конкурирующим американским Компаниям, получавшим средства по линии СОИ.

Популярность "Эврики" была вызвана тем, что отвечала интересам стран Западной Европы. Так, программа учитывала нежела-ние ряда стран подчинять национальную научно-техническую политику ЕС, давала возможность участия в сотрудничестве странам ЕАСТ, до этого остававшимся за рамками программ ЕС. Помимо этого правительства получили возможность финансировать ориентированные на рынок исследования без ограничений, наложенных антитрестовским законодательством ЕС на рамочные программы сконцентрированные на доконкурентных исследованиях. Промышленные фирмы привлекли в этой программе гибкость и отсутствие бюрократических препон, широкий спектр тематики, сохранение инициативы в руках предприятий и научно-исследовательских институтов. Наконец, "Эврика" в определенной степени явилась результатом стремлений Франции к приобретению статуса мировой державы. Именно Франция проявляла наибольшую заинтересованность в реализации этой программы, явилась ее организатором и ведущим исполнителем.

За прошедшие годы "Эврика" трансформировалась - идея государственного регулирования кооперации постепенно сошла на нет, программа превратилась в своего рода "зонтичный" механизм стимулирования межфирменного сотрудничества в разработке инноваций, изменились приоритеты сотрудничества.

По мере своего развития "Эврика" стала выполнять функции, не предусмотренные первоначальной концепцией, но вызванные практической необходимостью (в частности, направленные на решение проблем разобщенности рынков и создания современной инфраструктуры). Продукция, разработанная в ходе проектов "Эврики", получает марку "Эврика" (Е!), что значительно повышает ее статус в глазах потребителя. Участие в программе открывает доступ к государственному и частному финансированию.

Постепенно программа начала играть роль информационного клуба, очень важную для развития сотрудничества, так как наличие информации о приоритетных направлениях и конкретных проектах ускоряет принятие решений относительно совместных работ, способствует вовлечению в кооперацию большего числа участников.

Одной из целей "Эврики" является стимулирование участия в программе малых и средних фирм. В настоящее время малые и средние компании составляют около 40% участников проектов. Привлечение малых и средних фирм ведется по следующим направлениям более эффективное использование уже существующих каналов связи и сетей, например через торговые палаты;

активизация существующих сетей в целях облегчения поиска партнеров, включая интернет-выставки и национальные бюро "Эврики";

помощь в подготовке проектов;

интеграция малых и средних фирм в международные стратегические альянсы;

создание сети кооперации для малых инновационных компаний;

целевая информация об услугах "Эврики", в частности, при поиске партнеров и финансовых средств.

Важным направлением деятельности "Эврики" стала подготовка управленческих кадров для международных проектов. Кроме того, •'Эврика" дополняет, а не подменяет, как это было на ранних этапах, деятельность ЕС в области стандартизации. По каналам представительства она может оказывать давление на правительства в целях ликвидации барьеров на пути внедрения результатов совместных работ. Так, в конце 80-х гг. были созданы рабочие группы с участием представителей промышленности, правительства и других заинтересованных учреждений для решения проблем унификации по проектам разработки телевидения с высокой разрешающей способностью и компьютеризации транспорта.

В связи с расширением ЕС "Эврика" активно вовлекает в региональное сотрудничество заинтересованные учреждения стран Центральной и Восточной Европы. Так, успешно развивалось сотрудничество с компаниями и НИИ Чехии, Словакии, Австрии и Польши в целях реструктуризации угольной и сталелитейной промышленности Моравии и Силезии.

В настоящее время в программе участвует 37 стран и ЕС. Участниками являются 15 стран ЕС, а также Исландия, Швейцария, Турция, Израиль, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Кипр, Сан-Марино, Сербия и Черногория, Украина и Монако (Албания и Болгария представлены только организациями).

Инициировали "Эврику" 17 стран и ЕС. В 1985 г. было принято 10 проектов, в 1986 г. - 99. Наибольшее число проектов утверждено в 1992-1993 г.г., во время председательства Франции.

Типы проектов. В настоящее время в "Эврике" разрабатывается три типа проектов: "зонтичные", "кластерные" и "инновационные" Отдельные). "Зонтич


Методы расчета резерва производственной мощности Специализация в условиях многономенклатурного производства Введение в курс управления качеством. Управление ресурсосбережением Рекомендации по созданию курса на базе Moodle (из собственного опыта) Инвестиционная деятельность предприятия. Экономический смысл Сущность и цель создания товарно-материальных запасов Классификация запасов Основные производственные фонды Оборотные средства 

 
       
   
Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА
Из курса лекций Бармашовой Л.В.
Межгосударственные программы Западной Европы
Понятие и виды инноваций
Содержание инновационного процесса
Исследовательская стадия проектирования продукта
Конструирование нового продукта
Понятие и фазы жизненного цикла продукта

Фирменный автосервис

 

 


Задать вопрос