ГЛАВНАЯ  КОНТАКТЫ  ОБ АВТОРЕ  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
подробнее   >>>
 
23.09.2015
Биосфера (статья)
Биосфера — качественно своеобразная планетарная оболочка, включающая не только организмы, но и среду их жизни, охваченную и преобразованную деятельностью э...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Парк легковых автомобилей в России
По данным ГИБДД Российской Федерации, к началу 2007 г. парк легковых автомобилей в России составил 26 793 500 единиц. За 2006 г. российский автопарк вырос ...
подробнее   >>>
 


все новости...
 

Функции и структура плановых служб на предприятии

Планирование и управление экономической деятельностью предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями производственного менеджмента: выбор целей, определение ресурсов, организация процессов, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала, оплата труда и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала — руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входят также анализ внутренней и внешней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д. Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляет общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии фирмы, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности. Вместе с менеджерами плановики участвуют в составлении прогнозов развития производства, обучении персонала предприятия новым методам разработки различных планов, проведении консультаций в линейных подразделениях и функциональных органах фирмы, участвующих в составлении общих планов или их отдельных разделов.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятий (фирм) зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности, уровня платежеспособности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов. Согласно классической науке организации производства, с выводами которой взаимодействует теория менеджмента, структура управления предприятием должна разрабатываться по принципу «сверху вниз». Последовательность разработки организационной структуры соответствует действующей технологии планирования:

1)     осуществляется деление организации по горизонтали на широкие блоки деятельности, соответствующие важнейшим функциям и направлениям работы по реализации выбранной экономической стратегии;

2)     устанавливается соотношение полномочий различных категорий персонала и должностей работников, уточняется цель рабочих групп и при необходимости производится дальнейшее их разделение на более мелкие организационные звенья, чтобы избежать перегрузки руководства;

3)     определяются должностные обязанности различных категорий персонала как совокупность определенных функций или задач, конкретизируются обязанности и закрепляются за исполнителями с учетом их профессиональной квалификации и производственно
го опыта.

Основой для выбора организационных структур на предприятиях служат обычно перспективные планы их развития, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Структура управления предприятием может строиться по принципам как линейной, так и функциональной подчиненности различных подразделений. При линейных структурах управление осуществляется вышестоящим руководителем по отношению ко всем нижестоящим сотрудникам применительно к выполняемым функциям. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор — главный экономист — планово-экономическое управление — планово-финансовый отдел — планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет. Существуют также смешанные структуры управления и их различные разновидности.

В настоящее время на отечественных предприятиях наиболее распространенной является линейно-функциональная структура управления организацией, построенная по признакам функциональной специализации служб или подсистем.

Персонал - Маркетинг - Проектирование - Планирование - Производство - Финансы

По каждой подсистеме формируется состав служб или иерархия организации, пронизывающая все предприятие «сверху донизу». Работа персонала каждой службы оценивается по результатам, характеризующим реализацию ими поставленных целей и задач, выполнение своих функций или обязанностей. Многолетний опыт использования линейно-функциональной структуры управления подтверждает ее высокую эффективность при стабильной технологии и организации производства, отлаженных управленческих процедурах и постоянных экономических показателях, четкой работе персонала всех категорий. Ее недостатками можно назвать невосприимчивость к различным изменениям рыночной среды, необходимость множества вертикальных и горизонтальных согласований, что усложняет принятие планово-управленческих решений.

Линейно-штабная структура управления также широко известна в отечественном менеджменте. Она строится тоже по функциональному признаку подчиненности различных производственных и вспомогательных служб предприятия. Основная задача линейных руководителей состоит в обеспечении координации действий функциональных служб с целью достижения высоких конечных результатов как в плановой, так и в производственной деятельности.

В условиях свободных рыночных отношений существует множество организационных структур управления, которые могут быть использованы как в производственной, так и в плановой сферах деятельности предприятия, например дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и другие, рекомендованные современным менеджментом.

Каждому предприятию следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует его стратегическим планам, обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и способствует достижению поставленных целей. Структура организации в условиях рынка не может оставаться неизменной, так как под воздействием различных экономических факторов происходят непрерывные изменения внутренней среды и внешнего окружения, которые должны учитываться не только в процессе плановой, но и управленческой деятельности. Например, в акционерном обществе «АвтоВАЗ» в последние годы разработана новая организационная структура управления как всей фирмой или компанией, так и отдельными подразделениями или департаментами, в частности по экономике и финансам.

Следовательно, необходимость совершенствования организационной структуры управления на всех предприятиях в свободных рыночных отношениях постоянно вызывается как внешними, так и внутренними экономическими факторами. К внешним факторам можно отнести три основных признака, или критерия:

1) продукция или услуги, тип результата, например, на Волжском автозаводе в свое время были организованы собственное вспомогательное производство и новые сборочные конвейеры;

2)   функции или типы ресурсов, требуемые для получения результатов
(снабжение, маркетинг, планирование, производство, финансы, кадры);

3)  рынки, группы клиентов или потребителей продукции предприятия, определяемые географически или по типу покупателей, например отечественные и зарубежные.

Основным внутренним фактором, вызывающим необходимость совершенствования организационных структур, является выбранный принцип централизации или децентрализации управления, связанный с объемом полномочий, которыми наделяется каждый руководитель или менеджер. В планово-экономических службах почти на всех отечественных и зарубежных предприятиях эти подходы, как правило, тесно взаимодействуют между собой в процессе планирования внутрифирменной деятельности. На крупнейших американских фирмах, как подтверждается мировой практикой, вся работа по планированию делится между многими исполнителями на следующие функции, этапы и сроки.

1.    Центральный плановый отдел формулирует цели (30 ноября). Высшее руководство рассматривает вопросы прибыли, капиталовложений и расширения сбыта.

2.    Затем оно рассылает для ориентации производственным подразделениям записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, величины прибыли и затрат на предстоящие пять лет.

3.    Производственные подразделения выдвигают свои показатели (31 января). Они либо принимают полученные предложения, либо выступают со своими новыми планами. Подразделения представляют финансовый план на ближайшие годы и отчет о результатах работы
по прогнозированию спроса, действиях конкурентов, развитию науки и техники. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.

4.    Центральный плановый отдел утверждает цели и основные финансовые показатели (28 февраля). К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделением предложенных советом директоров плановых показателей.

Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие (31 марта), при необходимости также изменяется финансовый бюджет на этот период.

5.    Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.

6.    Производственные отделы составляют планы на 2 года (30 апреля). Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий рынка, решений правительства и др. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.

7.    Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства (30 апреля). Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны быть осуществлены в течение двух лет.

8.    Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля). Прогнозируется сбыт всех видов выпускаемой продукции на ближайшие годы. Наряду с прогнозом сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.

9.         Производственные отделения представляют (31 мая) следующие плановые данные: сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на 5 лет.

10.    Высшее руководство принимает решение (30 июня) о распределении финансовых средств на проекты отделений и общефирменные.

11.    Все службы составляют свои планы и бюджеты (31 августа). Составленный на первый год бюджет включается в план и получает необходимые финансовые средства.

12.        Высшее руководство утверждает все планы и бюджеты (30 сентября).

К выполнению основных плановых функций на всех этапах их осуществления привлекаются менеджеры различных категорий. Приведенный полный состав выполняемых плановых работ свидетельствует не только о четком разграничении и взаимодействии основных функций планирования и управления на американских фирмах, но и о необходимости использования мирового опыта на всех отечественных предприятиях.


Управление внутренним маркетингом Совершенствование системы коммуникации внутри организации Оценка трудового потенциала организации Совершенствование инновационной деятельности предприятия Сущность и функции рыночного планирования Виды и содержание внутрихозяйственного планирования Принципы и методы планирования Управление внутренним маркетингом Влияние мотивации на качество выпускаемой продукции Ведение учета наличия и движения комплектующих и оборудования на складах, инвентаризация, отчетность 

 
       
   
Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
Из курса лекций Бармашовой Л.В.
Бизнес-планирование
Организация энергетического хозяйства
Организация инструментального хозяйства
Организация ремонтного хозяйства
Организация транспортного и складского хозяйств
Организация и обслуживание рабочих мест
Оборотные средства
Основные производственные фонды
Рабочее место, его организация и обслуживание
Выбор заготовок для деталей машин
Планирование деятельности предприятия
Организация плановой работы на предприятии
Система плановых заданий
Планирование и прогнозирование, виды планирования
Организация комплексного обслуживания производства и рабочих мест
Формы, типы и методы организации производства
Виды сочетания операций
Планирование деятельности предприятия (в схемах)
Планировка рабочих мест
Функции и структура плановых служб на предприятии
Организация сборочного производства
Виды и содержание внутрихозяйственного планирования на предприятии
Понятие о плановых нормативах и нормах
Классификация и характеристика нормативов и норм
Нормативный метод планирования инновационных процессов
Задачи и содержание технологической подготовки производства
Цель, задачи и стадии планирования
Информационная база планирования
Выбор решения по выпуску продукции
Особенности организации производства в машиностроении
Сущность и виды продуктового планирования
Технико-экономическое планирование производства

Фирменный автосервис

 

 


Задать вопрос