ГЛАВНАЯ  КОНТАКТЫ  ОБ АВТОРЕ  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
подробнее   >>>
 
23.09.2015
Биосфера (статья)
Биосфера — качественно своеобразная планетарная оболочка, включающая не только организмы, но и среду их жизни, охваченную и преобразованную деятельностью э...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Парк легковых автомобилей в России
По данным ГИБДД Российской Федерации, к началу 2007 г. парк легковых автомобилей в России составил 26 793 500 единиц. За 2006 г. российский автопарк вырос ...
подробнее   >>>
 


все новости...
 

Типология нововведений

внедрение нового продукта
В научных публикациях и экономическом лексиконе последних лет слово "инновация" используется достаточно часто. Что же такое инновация? Что выделяет ее в среде изменений того или иного масштаба?

ИННОВАЦИЮ (нововведение) можно определить как первое практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения.

Приведенное определение - это определение инновации в широком смысле. Если же говорить лишь о технологической инновации, то ее можно охарактеризовать как воплощение нового технического решения в продукте, реализующемся на рынке, или в процессе, используемом в производстве или сфере услуг.

Как правило, инновация носит системный характер, приводит к изменению всех или нескольких элементов сферы своего осуществления. Это связано с тем, что значимость любого более или менее серьезного новшества не ограничивается одной какой-то изолированной средой, а успешная его реализация требует взаимодействия различных элементов тех или иных комплексных процессов. Так, внедрение нового продукта, как правило, требует изменения технологии и организации производства, применения новых систем стимулирования труда и т.д. Незначительные изменения, осуществляемые в социально-экономических и других системах, могут быть названы улучшениями.

УЛУЧШЕНИЕ - это сдвиг, имеющий место внутри системы и не приводящий к существенному изменению ее функционирования. Улучшение не затрагивает нормального существования системы, характеризуется относительно небольшим воздействием на динамику развития объекта приложения. Так, Джованни Гросси определил улучшение как "сдвиг в производстве, не требующий субстанционального изменения правил игры... и имеющий место внутри системы" [5].

Инновация, напротив, носит межфункциональный характер, создает "качественный" прыжок, ломает старые правила, приводит к выходу за пределы системы.От инновации следует также отличать понятия "новшество" и "изобретение". Новшество - это потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации. Коммерциализация - это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок. Аналогично изобретение - это новое техническое решение. Оно может быть коммерциализированным или не быть таковым.

Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).

Таким образом, процесс разработки нововведения является более длительным и более дорогим, чем процесс создания новшеств. Стадия внедрения нередко затягивается на годы, а иногда и на десятилетия.

Стэндфордским научно-исследовательским институтом предложена следующая классификация отдельных стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств:

фаза открытия - период, предшествующий изобретению; это стадия фундаментальных исследований;

фаза творчества - период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;

фаза воплощения - период между изобретением и началом разработок в широких масштабах;

фаза разработки - время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно-конструкторских работ;

циклы технологических нововведений в конкретных областях;

деловые циклы - циклы принятия нововведения потребителем.

Анализ сущности инноваций и различных подходов к их классификации позволил выделить следующие основные группы инноваций, различающихся по:

сфере приложения - научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;

характеру удовлетворяемых потребностей - создающие новые потребности и развивающие существующие;

предмету приложения - инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инновации-рынки;

степени радикальности - базисные, системные, прирастающие, псевдоинновации;

глубине изменений - регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род;

причинам возникновения - стратегические и реактивные (адаптивные);

характеру воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы - архитектурные, революционные, нишесоз-дающие, регулярные;

масштабам распространения - применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях;

роли в процессе производства - основные и дополняющие;

характеру связи с научным знанием - восходящие и нисходящие.

Первые две группы инноваций не нуждаются в дополнительном объяснении. Что касается некоторых других групп, то содержание входящих в них инноваций требует комментария.

Инновация-продукт - это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка новых продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов.

Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта. Данные инновации менее рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.

Инновация-сервис - инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров).

Инновации-продукты и инновации-процессы тесно связаны и могут переходить друг в друга. Так, разработанные предприятием оборудование и инструмент, применяющиеся при производстве товарной продукции внутри предприятия и не выходящие за его пределы, являются инновациями-процессами. Если эти оборудование и инструмент продаются на сторону, то они становятся инновациями-продуктами. Если предприятие разрабатывает для внутреннего пользования усовершенствованное программное обеспечение - это инновация-процесс. Если это делает специализированная фирма с целью продажи программного обеспечения стороннему потребителю, то речь идет об инновации-продукте. Когда предприятие, выпускающее компьютеры, разрабатывает для них улучшенное программное обеспечение и снабжает им потребителей этих компьютеров, то предприятие осуществляет сервисные инновации.

Рассмотрим другой срез классификации инноваций с делением их на базисные (радикальные), системные, улучшающие (прирастающие), псевдонововведения.

Базисные инновации - это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах. В качестве примера можно привести паровую машину, электричество, атомную энергетику, ксерографию, вакуумную трубку, транзисторы и т.д. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.

Системные инновации представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. К системным инновациям можно отнести использование вакуумной трубки в радио и телекоммуникационных системах, использование транзисторов в цифровых электронных технологиях. Первоначально они были предусмотрены для других целей: вакуумная трубка - для телефонных систем, а транзистор - для замены вакуумной трубки.

Улучшающие инновации - это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Прирастающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций. Например, изобретение вакуумной трубки потребовало улучшений по созданию вакуума, прежде чем она стала компонентом телефона. Тысячи инноваций были произведены по улучшению транзистора, на основе которых были созданы интегральные схемы, большие и сверхбольшие интегральные схемы.

Псевдоинновации - это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик.

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений во многом дополняет рассмотренную выше и позволяет более детально проследить переходы от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня. Данная классификация предложена чехословацким экономистом Ф. Валентой.

Инновации нулевого порядка - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций.

Инновации первого порядка - изменение количественных свойств системы.

Инновации второго порядка - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования.

Инновации третьего порядка - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.

Инновации четвертого порядка - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются - происходит некоторое улучшение их полезных свойств (например, оснащение существующего электровоза более мощным двигателем).

Инновации пятого порядка - новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии А к серии АИ).

Инновации шестого порядка - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (например, возникновение бесчелночного ткацкого станка).

Производственная структура и управление производством Бизнес-план СТО по обслуживанию легковых автомобилей марки Toyota Повышение эффективности использования производственного потенциала предприятия на примере ОАО «ВМЗ» Написать доклад к защите дипломного проекта ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ Технологические пределы и разрывы Диффузия нововведений Понятие инновационной стратегии Роль предпринимательства в экономическом развитии Факторы, влияющие на производственную мощность предприятия 

 
       
   
Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Типология нововведений
Факторы формирования и развития рынка нововведений
Технологические пределы и разрывы
Диффузия нововведений
Понятие инновационной стратегии
Роль предпринимательства в экономическом развитии
Содержание и этапы инновационных процессов
Выбор решения по выпуску продукции
Инноватика как научная составляющая инновационного менеджмента
Принципы оценки инвестиционных проектов
Совершенствование инновационной деятельности предприятия
Процесс разработки и освоения новых изделий
Инновация продукции
Содержание и этапы инновационных процессов
Научно-техническое прогнозирование развития продукта
О теории инновационных процессов
Организация научных исследований
Совершенствование инновационной деятельности предприятия
Формирование инновационных систем управления производством
Организация перехода на выпуск новой продукции
Организация конструкторской подготовки производства
Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике
Концептуальное обоснование инновационных решений в предпринимательской деятельности
Понятие инноваций. Виды инноваций

Фирменный автосервис

 

 


Задать вопрос