ГЛАВНАЯ  КОНТАКТЫ  ОБ АВТОРЕ  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
подробнее   >>>
 
23.09.2015
Биосфера (статья)
Биосфера — качественно своеобразная планетарная оболочка, включающая не только организмы, но и среду их жизни, охваченную и преобразованную деятельностью э...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Парк легковых автомобилей в России
По данным ГИБДД Российской Федерации, к началу 2007 г. парк легковых автомобилей в России составил 26 793 500 единиц. За 2006 г. российский автопарк вырос ...
подробнее   >>>
 


все новости...
 

Факторы формирования и развития рынка нововведений

Макроинновационные стратегии разрабатываются и проводятся в жизнь в условиях функционирования рынка нововведений. Проблема формирования эффективного рынка нововведений в настоящее время достаточно актуальна. В зависимости от действия ряда факторов возможны различные модели этого рынка.

Модель рынка нововведений - это совокупность основных свойств и механизмов, регулирующих процессы разработки, внедрения и диффузии нововведений. В качестве общих факторов, формирующих рынок нововведений, можно выделить:

степень государственного участия в управлении инновационными процессами;

уровень изъятия первичных доходов государством;

уровень развития рыночной инфраструктуры;

степень интеграции науки и производства;

уровень конкурентоспособности технологий на мировых рынках;

уровень экономического развития страны.

Рассмотрим особенности воздействия этих факторов на формирование рынка нововведений.

Государственное участие в управлении инновационными процессами. Характер государственного вмешательства в управление инновационными процессами связан в основном с необходимостью обеспечения инновационной безопасности и вытекающих из нее государственных научно-технических приоритетов и создания условий предпринимательства.

Макроинновационная безопасность может быть рассмотрена с различных сторон, прежде всего как состояние, как процесс и как система.

Макроинновационная безопасность как состояние - это наличие экономических, производственных, организационных и технологических условий, которые позволяют экономике страны осуществлять нововведения на основе собственных ресурсов.

Макроинновационная безопасность как процесс - это совокупность действий и механизмов по созданию и упрочению условий, обеспечивающих устойчивое научно-техническое развитие экономики в настоящем и будущем на основе собственных ресурсов. Под устойчивым научно-техническим развитием понимается такое протекание инновационных процессов, которое характеризуется:

оптимальными темпами роста количества запатентованных изобретений, разработанных внутри страны;

отношением затрат на НИОКР к валовому внутреннему продукту на уровне, не меньшем, чем средний уровень по целевой группе стран;

долей расходов на военные НИОКР в общем объеме НИОКР, достаточной для обеспечения требуемого научно-технического уровня военной техники;

возрастанием или стабилизацией на высоком уровне доли страны на мировом рынке высокотехнологичных товаров.

Системный аспект проблемы предполагает выделение основных сфер и направлений, обеспечивающих макроинновационную безопасность нации. Их можно разделить на четыре основные группы: поддержка сферы фундаментальных и стратегических исследований; обеспечение взаимосвязи науки и производства (создание условий развития фирменной науки); развитие системы технологического трансферта, в том числе из сферы оборонных НИОКР в гражданскую экономику; уровень развития системы информационного и патентно-лицензионного обеспечения НИОКР.

Каждый из перечисленных факторов может быть развернут в широкую систему составляющих.

В значительной степени макроинновационная безопасность поддерживается посредством разработки и реализации государственных научно-технических приоритетов.

Механизм формирования государственных научно-технических приоритетов в различных странах имеет существенные особенности, связанные прежде всего с их экономическим и политическим положением в мире, спецификой социально-экономического развития и целей, поставленных на данном временном этапе, сложившимися внутренними традициями регулирования экономических и инновационных процессов.

Уровень изъятия первичных доходов. Степень централизации произведенного национального дохода характеризуется долей его изъятия через налоговую систему и различного рода платежи в федеральный бюджет. Высокая степень централизации является основой существования государственного рынка научно-технической продукции, низкая ее степень - предпосылкой создания негосударственного рынка этой продукции.

Высокая степень централизации означает изъятие в бюджет значительной доли первичных доходов, что приводит к уменьшению в целом накоплений предприятий, а также их части, направленной на обновление продукции и технологических процессов, проведение НИОКР. Такая система тормозит развитие негосударственного рынка научно-технической продукции. Конкретная величина изъятия первичных доходов зависит от принятой концепции развития государства. Если предполагается осуществление крупных народнохозяйственных проектов с использованием централизованных капиталовложений, то это, естественно, потребует значительного изъятия доходов. В этом случае рынок научно-технической продукции будет в значительной степени рынком государственных заказов. Если же предполагается ориентироваться в большей степени на частную инициативу, то, напротив, норма изъятия дохода должна быть низкой, чтобы расширить возможности негосударственного сектора в части спроса на научно-техническую продукцию.

Состояние рыночной институциональной инфраструктуры (денежно-кредитного рынка, фондового рынка, страховых, пенсионных и инвестиционных фондов) Может тормозить или, напротив, ускорять развитие рынка научно-технической продукции и нововведений. Не секрет, что материализация идей и изобретений требует вложения значительных средств. Основными рычагами их формирования являются долгосрочные кредиты, а также механизм рынка ценных бумаг.

Дорогой кредит - один из факторов стагнации рынка научно-технической продукции. Более или менее серьезный научно-исследовательский проект требует 2-3-летней научно-исследовательской разработки (НИР), плюс столько же времени на опытно-конструкторские работы (ОКР), плюс время на подготовку производства. Поскольку до коммерческой реализации проект будет требовать вложений, то его кто-то должен финансировать. В странах с развитой рыночной инфраструктурой для этой цели используется, в частности, механизм венчурного финансирования. Активное использование этого механизма способствует развитию особого сегмента рынка научно-технической продукции - рынка рисковых инновационных проектов.

Развитие законодательной базы накладывает отпечаток на характер рынка научно-технической продукции. Речь идет прежде всего о патентно-лицензионном законодательстве. Собственно рынок лицензий - это одна из основных форм существования рынка научно-технической продукции. Если в экономической системе нет патентов и лицензий, то развитого рынка научно-технической продукции также нет, поскольку отсутствуют основные правовые формы рыночной передачи интеллектуального продукта. Зачем потребителю покупать этот продукт, когда его можно взять просто так?

Отсутствие патентно-лицензионной системы оказывает двоякое воздействие на инновационные процессы. С одной стороны, прямой доступ производителя к новшествам снимает на их пути барьеры внедрения, связанные с нежеланием разработчика продавать интеллектуальный продукт. Новшество становится как бы всеобщим достоянием. Такое положение существует в условиях господства государственной собственности как в научно-технической системе, так и в производстве. С другой стороны, в таких условиях разработчик мало заинтересован в создании оригинальных, высокоэффективных, интеллектуальных продуктов, так как его вознаграждение несопоставимо мало по сравнению с эффектом, получаемым в сфере потребления этих продуктов.

Интеграция науки и производства. Важным фактором, влияющим на характер рынка научно-технической продукции, является преобладающая форма организации НИОКР, связанная с уровнем интеграции науки и производства. Крайностями здесь могут быть две формы осуществления научной деятельности - в составе производственных единиц и вне таковых.

Если преобладающей является первая форма, то на рынок выводится интеллектуальный продукт, имеющий технологически завершенную форму, зачастую уже апробированный в производстве. Но такой продукт, как правило, обладает меньшей новизной и прогрессивностью. Дело в том, что предприятию невыгодно выпускать на сторону эффективную технологию, так как это, во-первых, создает ему конкуренцию, а во-вторых, не позволяет "снять сливки" в виде добавочной прибыли, которая образуется на новых рынках. Если научно-техническая продукция реализуется на рынке самостоятельной научной организацией, то в этом случае выше прогрессивность и новизна продукции, а возможно, и более низка ее стоимость. Последнее связано с тем, что потребитель в данном случае приобретает научный продукт, перспективы рыночных и производственных возможностей которого недостаточно ясны.

Нередко сами разработчики не знают истинной стоимости реализуемой научной продукции. Кроме того, такой продукт может быть "доведен до ума" уже в исследовательских подразделениях производственного потребителя, в результате чего можно получить уже собственную научно-техническую продукцию и запатентовать ее.

Конкурентоспособность технологий. Конкурентоспособность научно-технической продукции на мировых рынках определяет внутреннюю или внешнюю направленность ее рынка. Недостаточная конкурентоспособность интеллектуального продукта на мировом рынке предопределяет ряд мер воздействия на рынок научно-технической продукции с целью его расширения и улучшения качественных характеристик, а именно:

искусственное расширение государственного рынка НИОКР с целью стимулирования разработки высокотехнологичных проектов НИОКР;

расширение нерыночного сектора интеллектуального продукта, увеличение государственных расходов на науку и образование;

увеличение объема импорта передовых технологий с целью их адаптации в отечественном производстве;

расширение импорта научно-технических идей с целью их дальнейшего доведения до стадии технологической завершенности на основе собственных разработок.

Как показано выше, модель рынка нововведений является результатом сложного переплетения различных факторов. С учетом действия данных факторов можно выделить некоторые основные модели.

Государственный сектор рынка нововведений. На данном рынке можно назвать две основные модели:

оборонно-ориентированную модель;

приоритетно-ориентированную модель.

Оборонно-ориентированная модель рынка нововведений предполагает существование широкой сети государственных структур, которые являются заказчиками (от имени государства) научно-технической продукции оборонного профиля. Причем эта модель может быть представлена двумя разновидностями - замкнутой и ступенчатой.

Замкнутая оборонно-ориентированная модель предполагает проведение НИОКР преимущественно специализированными научно-техническими организациями оборонного профиля соответствующей ведомственной подчиненности. Эта модель является условно-рыночной, так как указанные военные организации являются в основном государственными (хотя и не всегда), находящимися на бюджетном финансировании.

Ступенчатая оборонно-ориентированная модель предполагает существование развернутой, эшелонированной системы разработчиков - от специализированных государственных научно-технических организаций до частных гражданских предприятий и организаций.

Приоритетно-ориентированная модель государственного сегмента рынка научно-технической продукции предполагает финансирование со стороны государства НИОКР по широкой системе государственных приоритетов и программ (невоенных). Эта модель также имеет две разновидности:

бюджетную;

смешанно-долевую.

Бюджетная приоритетно-ориентированная модель характерна для почти стопроцентного финансирования НИОКР по государственным научно-техническим приоритетам и программам за счет средств государственного бюджета. Участниками работ здесь являются научно-технические организации различных форм собственности.

Смешанно-долевая приоритетно-ориентированная модель. В этом случае государство принимает участие в финансировании НИОКР совместно с частными (коммерческими и некоммерческими) научными организациями. Владельцами научно-технической Продукции выступают здесь смешанные государственно-частные организационные структуры. Они же могут быть как ее потребителями, так и ее продавцами.

Сектор рынка научно-технической продукции промышленных предприятий. На этом рынке можно выделить:

контрактную модель;

монопсоническую модель (модель одного заказчика);

полипсоническую модель;

модель монополии разработчика;

конкурентную модель.

Контрактная модель характеризуется наличием разработчиков НИОКР, не обладающих четкой специализацией. Эти разработчики не имеют постоянных заказчиков. Заключаемые ими контракты нередко носят случайный характер.

Монопсоническая модель (модель одного заказчика) характеризует ситуацию, когда разработчик научно-технической продукции работает в основном на одного потребителя. Такая ситуация характерна для узкоспециализированных научно-технических организаций, работающих в отрасли, состоящей из одного предприятия (или объединения предприятий). При этом предприятие-заказчик может получать научно-техническую продукцию от других разработчиков.

Полипсоническая модель формируется тогда, когда один разработчик связан с несколькими предприятиями-потребителями. Такой рынок может иметь место среди прочего в двух ситуациях - в случае наличия в отрасли нескольких однотипных самостоятельных предприятий и в случае диверсифицированности разработчика.

Модель монополии разработчика возникает в условиях ориентации потребителя на одного разработчика научно-технической продукции. В этом случае разработчик диктует свои условия производителю, имеет место его низкая заинтересованность в удовлетворении существующих потребностей производителя. Данная модель является преобладающей в ряде отраслей российской промышленности. Во многом к такой ситуации привела многолетняя борьба против дублирования работ. Напротив, конкурентная модель предполагает наличие выбора потребителем разработчиков научно-технической продукции. В этом случае разработчики конкурируют между собой за рынки сбыта продукции и за потребителя.

Матричные модели. Название "матричные" происходит из формы их представления в виде факторно-логической матрицы. Матричные модели рынка нововведений позволяют представить его основные типы во взаимосвязи основных факторов, воздействующих на инновационные процессы.

Модели государственного рынка нововведений, определяемые двумя факторами: долей государственного сектора в общем объеме производимых НИОКР и емкостью (интенсивностью) государственного сегмента рынка оборонно- и приоритетно-ориентированных НИОКР., - даны в табл. 1.

Таблица 1 - Модели государственного рынка нововведений, определяемые двумя факторами

 

Доля государственного сектора НИОКР

Емкость рынка оборонно- и приоритетно-ориентированных НИОКР

Высокая

Низкая

Высокая

I Квазирыночная модель государственного сегмента рынка нововведений

II Центробежная модель государственных НИОКР

Низкая

III Центростремительная модель рынка нововведений

IV Модель неразвитого государственного сегмента рынка нововведений

В этой таблице каждый фактор представлен на двух уровнях - высокой интенсивности действия (значения) и низкой. Конкретные уровни "высокого" и "низкого" значений факторов не уточняются, так как сами модели носят абстрактно-логический характер, что не требует наличия точных количественных величин.

I. Квазирыночная модель государственного сегмента рынка нововведений

Данная модель характеризуется высокой долей государственного сектора НИОКР в общих затратах на НИОКР при высокой емкости государственного сегмента рынка оборонных и приоритетно-ориентированных НИОКР. Такое сочетание предполагает насыщение государственного рынка разработками самих государственных научно-технических организаций. Данный рынок является условным, поскольку при передаче результатов НИОКР не Происходит смены собственника и рыночного подтверждения Потребительной стоимости указанной продукции. Даже если одна и та же технология разрабатывается несколькими научно-техническими организациями, а заказчик принимает ее лишь от одной из них, то эта акция, как правило, запланирована заранее и предусматривает возмещение затрат всех разработчиков.

II. Центробежная модель государственных НИОКР

Такая модель предполагает активное участие государственного сектора НИОКР в решении "негосударственных" задач. Она характерна для директивно управляемой экономики, когда все научно-технические организации принадлежат государству. В децентрализованной системе такие организации также могут быть, когда I производство относится к частному сектору, а наука - к государственному. В этом случае существует рынок научно-технической продукции, в котором потребитель - частный сектор промышленности, а производитель - государственная научно-техническая организация. Рассматриваемая ситуация может иметь место, если государство хочет сохранить профиль и потенциал государственных научных организаций.

III. Центростремительная модель рынка нововведений

Эта модель характеризуется наличием достаточно серьезных государственных приоритетов без серьезного потенциала государственных научно-технических организаций. Поэтому государство для реализации своих приоритетов широко использует разработки частных организаций. В этом случае на рынке научно-технической продукции выделяется крупный сегмент, образованный государственными потребителями интеллектуальных продуктов. Рассматриваемая модель может быть высокоэффективной, если открыт доступ различным разработчикам на государственный рынок этой продукции, т.е. в случае высокой конкуренции на этом рынке.

IV. Модель неразвитого государственного сегмента рынка нововведений

Рынок государственных заказов отсутствует, нет и государственного сектора НИОКР. Такая модель соответствует слаборазвитым экономикам, которым не под силу ни содержать науку, ни финансировать исследования частного сектора научно-технических организаций.

В табл. 2 описываются модели рынка научно-технической! продукции, которые формируются в результате взаимодействия! факторов изъятия первичных доходов в централизованные бюджетные фонды и степени интеграции сферы НИОКР с производством. Последний фактор измеряется показателем доли затрат на НИОКР, выполняемые предприятиями, в общем объеме НИОКР.

Таблица 2 - Модели рынка научно-технической продукции

 

Доля изъятия первичных доходов в централизованные фонды

Доля затрат на НИОКР, выполняемые в производственном негосударственном секторе, в общем объеме НИОКР

Высокая

Низкая

Высокая

1Модель потенциально сужающегося рынка промышленной научно-технической продукции

IIМодель стагниру-ющего рынка промыш-ленной научно-техни-ческой продукции

Низкая

IIIМодель потенциаль-но расширяющегося рынка контрактных НИОКР

IVМодель потенциаль-но расширяющегося рынка промышленной научно-технической продукции

I. Модель потенциально сужающегося рынка промышленной научно-технической продукции

Имеет место высокий уровень изъятия первичных доходов при высокой доле промышленных НИОКР, проводимых предприятиями. Значительная продолжительность периода высокого изъятия доходов определит тенденцию снижения как потребности в научно-технической продукции (так как снизится платежеспособный спрос), так и предложения разработок по причине направления предприятиями меньших средств на проведение НИОКР. Все это создает тенденцию снижения емкости рынка такой продукции.

II. Модель стагнирующего рынка промышленной научно-технической продукции

Данная модель характеризуется слабым развитием внутрифирменных НИОКР и их проведением в основном за счет разработок по контрактам с самостоятельными научно-техническими организациями. При высокой доле изъятия первичных доходов платежеспособный спрос снизится. Но поскольку объем промышленных НИОКР и так невысок, ситуация скорее будет соответствовать случаю застоя, когда будут проводиться незначительные НИОКР, мелкие технологические усовершенствования.

III.  Модель потенциально расширяющегося рынка контрактных НИОКР

Низкий уровень изъятия дохода при высоком развитии внутрифирменных НИОКР может создать основу для наращивания рынка за счет проведения НИОКР силами сторонних контрактных организаций. Эти работы призваны дополнить исследования, проводимые внутрифирменными подразделениями, обеспечить основу для диверсификации производства.

IV.  Модель потенциально расширяющегося рынка промышлен-1 ной научно-технической продукции

Низкий уровень изъятия доходов при недостаточном развитии внутрифирменных НИОКР создает предпосылки для расширения этих НИОКР, а также спроса на научно-техническую продукцию.


Влияние величины запасов на экономическую эффективность работы предприятия Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества Производственные кооперативы Унитарные предприятия Структура и оценка основных фондов Аренда и лизинг имущества Показатели эффективности использования основных фондов Учет основных средств Ассоциативные (корпоративные) формы предпринимательства и некоммерческие организации 

 
       
   
Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Типология нововведений
Факторы формирования и развития рынка нововведений
Технологические пределы и разрывы
Диффузия нововведений
Понятие инновационной стратегии
Роль предпринимательства в экономическом развитии
Содержание и этапы инновационных процессов
Выбор решения по выпуску продукции
Инноватика как научная составляющая инновационного менеджмента
Принципы оценки инвестиционных проектов
Совершенствование инновационной деятельности предприятия
Процесс разработки и освоения новых изделий
Инновация продукции
Содержание и этапы инновационных процессов
Научно-техническое прогнозирование развития продукта
О теории инновационных процессов
Организация научных исследований
Совершенствование инновационной деятельности предприятия
Формирование инновационных систем управления производством
Организация перехода на выпуск новой продукции
Организация конструкторской подготовки производства
Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике
Концептуальное обоснование инновационных решений в предпринимательской деятельности
Понятие инноваций. Виды инноваций

Фирменный автосервис

 

 


Задать вопрос