ГЛАВНАЯ  КОНТАКТЫ  ОБ АВТОРЕ  КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ  

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
подробнее   >>>
 

Пополнена страница
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
подробнее   >>>
 
23.09.2015
Биосфера (статья)
Биосфера — качественно своеобразная планетарная оболочка, включающая не только организмы, но и среду их жизни, охваченную и преобразованную деятельностью э...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Парк легковых автомобилей в России
По данным ГИБДД Российской Федерации, к началу 2007 г. парк легковых автомобилей в России составил 26 793 500 единиц. За 2006 г. российский автопарк вырос ...
подробнее   >>>
 


все новости...
 

Трансформация трудовых отношений в условиях мировой глобализации

Трансформация трудовых отношений в условиях мировой глобализации
Человечество вступает в качественно новый этап, когда всемирные, глобальные отношения и факторы начинают играть решающую роль в мировом общественном развитии. Этот процесс получил название «глобализация мировой системы».
Нет сегодня другой такой исключительно важной задачи для человечества, как задача понять и объяснить сущность глобализации, её истоки и причины саморазвития.
Современная форма глобализации является раковой опухолью мирового сообщества, результатами которой являются:

  • - разрушение послевоенной системы международных отношений;
  • - разрушение мировой социалистической системы;
  • - расширение НАТО на Восток;
  • - формирование американо-центристского мирового порядка;
  • - глубокий социально-экономический и политический кризис и угрозы государственной целостности самой России.


Сделан основательный шаг по осмыслению содержания современного монополистического капитализма. Имея более или менее ясное понимание глобализации как сущности мировой системы, ее целостности, интегральности, основных тенденций развития, главное - определить пути и формы подхода и перехода к социализму. Именно на этой проблематике должны быть сосредоточены основные усилия ученых-марксистов.
Некоторый интерес представляют точки зрения иных общественных организаций и движений на процесс глобализации. Все они едины в одном - виновником всех бед трудящихся является глобализация.
В то время, когда во всем мире идет решительное наступление на права и интересы трудящихся, дальнейшее расслоение общества, обнищание целых стран и народов, профсоюзы признают этот процесс объективным, законным, богом данным. Против него не надо бороться, а надо его признать и послушно выполнять.
Тема исследования весьма актуальна, поскольку мы находимся на пороге постиндустриального общества и к чему приведет глобализация трудовых отношений, какими они буду, что будет цениться на рынке труда -это одни из главных вопросов на сегодняшний день.
Цель написания доклада – исследование трансформации трудовых отношений в условиях мировой глобализации.
Исследуя вопросы трансформации труда и социально-трудовых отношений, можно выдвинуть  гипотезу о том, что они связаны, прежде всего, с общецивилизационными сдвигами глобальной трансформации всей системы общественных отношений.
Используя термин «трансформация» к характеристике, как современного общества, так и труда, необходимо исходить  из следующих положений.
1. Трансформация, как процесс, представляет собой действительно полную «ломку» существующих стереотипов, интересов, ценностей, принципов. Не их оптимизацию, совершенствование, а именно радикальное изменение. Например, вместо принципа «внешний мир - враждебен, кругом одни конкуренты» начинает использоваться принцип «весь мир помогает нам, мы – партнёры». Или, современный мир «предстаёт как пёстрая мозаика, система равнозначных и равноправных элементов, а не как «гонка за лидером» в однолинейном пространстве». Или, вместо традиционного принципа «начальник-подчинённый», начинает действовать принцип «руководитель-сотрудник», «сообщество равноправных партнёров».
2. Трансформация касается всех аспектов общественного развития (и всей системы социально-трудовых отношений, в том числе), происходит на всех уровнях одновременно и параллельно.
3. Трансформация возможная только на уровне общества в целом. Представляется нереальным и неэффективным осуществлять радикальные качественные изменения в одном из структурных элементов (идеология, политика, экономика, социальная сфера, институты).
Основными положениями выдвинутой гипотезы являются следующие.
1. Постиндустриальное общество находится в процессе своего развития, его основные черты только конструируются. Пока, даже трудно определённо сказать, в какой мере современное общество несёт в себе постиндустриальные признаки.
2. Трансформация системы общественных отношений (в том числе, и социально-трудовых, как её структурного элемента), вызванная становлением нового этапа развития, осуществляется на качественно ином уровне, нежели имели место в течение предшествующих периодов. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентиров общественного развития, интересов и ценностей в сфере труда.
3. Формирующаяся система интересов и ценностей базируется на переходе к новому качеству роста, в рамках которого меняются представления о критериях эффективности общественного развития. В равной степени, это касается и эффективности труда, оценки эффективности развития социально-трудовых отношений.
4. Переход к новому качеству роста не связан только лишь с изменениями в экономике, отраслевых структурных сдвигах и влиянием НТП. Главное, на наш взгляд, видится в том, что во второй половине XX в. наметилось формирование качественно нового типа отношений в системе «общество-природа-человек».
5. В связи с этим, господствующие до недавнего времени теории, справедливые в той или иной степени для определённого этапа общественного развития, перестают «работать». Любые попытки совершенствования общих теоретических схем обречены на провал. Таким образом, пересмотра требует вся господствующая трактовка законов общественного развития в целом, вступившего в новую стадию социализации.
Во-первых, человечество движется не в направлении совершенствования капитализма, социализма, индустриализма. Оно создаёт новую систему общественных координат и новую систему цивилизационных отношений. Во-вторых, формируя новую систему отношений, оно отвергает прежние формы социализации и переходит к новым.
Анализ необходимо начать с основных положений теории постиндустриального общества, сформулированных Д. Беллом в своей работе «Грядущее постиндустриальное общество». Уже в тот период, Д. Белл поставил вопрос многовариантности развития на этапе становления постиндустриального общества и не поддержал концепцию «конвергенции» (1970-е гг.) об однозначности превосходства какой-либо определённой модели. Он сделал революционный, для своего времени, вывод о том, что постиндустриальное общество не вырастает из противоречий индустриализма, а возникает с появлением новых качественных структур – научных сообществ. Важным экономическим предметом нового этапа общественного развития Д. Белл считает и экспансию производства услуг и информации. Методологической основой этого анализа выступает трёхсекторная модель, предложенная К. Кларком в 40-е гг. XX века, разделившей народное хозяйство на три сектора – добывающие отрасли и сельское хозяйство, вторичный – отрасли обрабатывающей промышленности, третий – услуг. Д. Белл добавляет трёхсекторную модель ещё двумя секторами – четвёртым и пятым. Четвертичный сектор представлен такими отраслями, как торговля, финансовые услуги, страхование, операции с недвижимостью. Пятеричный сектор – здравоохранения, отдыха, образования, наукой, государственным управлением, индустрией отдыха. Третичный сектор Белл сокращает до отраслей ЖКХ и транспорта.
Так, в США в сфере услуг (включая информационный сектор) в 1970 г. было занято 66 % работников, а в 1993 г. уже – 78 %. В то же время число занятых в производственных отраслях снизилось с 27 до 16 %. По общим оценкам в США доля занятых в сельском хозяйстве не превышает 5 %.  Те же тенденции наблюдаются в Великобритании, переступившей эту черту в 1970 г., Японии (1975 г.), ФРГ и Италии (1980 г.). Предполагается, что в ведущих странах мира тенденция сокращения занятости в производственном секторе продолжится и согласно Бюро статистики занятости США производственный сектор к 2007 г. составит 10 % .
Подобные структурные изменения в экономике и занятости, привели к таким последствиям, как увеличение доли квалифицированных работников, изменениям в характере труда и увеличили значение современных организаций (корпораций).
Новый характер труда связан с его индивидуализацией. Исследователи отмечают, что на современном этапе общественного развития вновь «заработало ремесленничество во всей глубине». Возрождаются институты мастерства, ученичества, наставничества; постепенно уходят в прошлое узкая специализация и узкий профессионализм; возрождается универсализация через повышение квалификации, постоянное обучение и совмещение функций и операций. Фундаментальное значение для понимания нового характера труда и индивидуализации имеют труды основоположников теории предпринимательства Й. Шумпеттера и Ф Хайека.
Новый характер труда определяет и новый  характер отношений, проявляющихся во взаимодействии и общении, в диалоге личности. Тот факт, что люди в общественном производстве сегодня общаются с людьми, а не взаимодействуют с машинами и механизмами, является фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе.
Технологической базой постиндустриального общества являются наука и теоретическое знание. Информация (по Д. Беллу) выступает основным производственным ресурсом современного этапа развития, а знание остаются внутренним источником его прогресса.
Анализ кодификации теоретических знаний, лежащий в основе создания фундаментальных изобретений XX в. (в отличие от XIX в. – радио, автомобиль, телефон, электроприборы) позволяет сделать вывод о том, что они основаны на совершенно иных принципах (транзисторы, микропроцессоры, фотоэлементы). Более того, знания сегодня рассматриваются в качестве одного из главных источников создания стоимости. Если в традиционной (индустриальной) системе источником создания стоимости являлся только труд, то в настоящее время источником создания стоимости всё в большей степени становится знание. Последнее создаёт стоимость двумя путями: 1) за счёт сбережения капитала и 2) сбережения инвестиций. Информация и знания не потребляются и не расходуются в общепринятом смысле (как хлеб, автомобиль, когда человек вступает в физическое владение ими). Знание – общественный продукт, его издержки, цена, стоимость сильно отличаются от соответствующих показателей промышленных товаров. Они представляют собой коллективное благо и с момента создания становятся доступны.
В связи с этим в качестве обособленной социальной группы стали выделять работников интеллектуального труда. Впервые термин «работники интеллектуального труда» ввёл в научный оборот в 1962 г. Ф. Махлуп. Характерно, что новый класс интеллектуальных работников начал занимать не только особое место в структуре общественного производства, но и быстро расти в общей структуре занятости. Первые оценки его численности, данные Ф. Махлупом по состоянию на 1958 г., определили его долю в общей структуре занятости США в 31 %. Согласно более поздним данным она выросла до 42, 1 % в начале 60-х гг. и 53,3 % - в 1980 г..
Появление работников интеллектуального труда на рынке труда радикальным образом повлияло и на сложившиеся отношения. Поскольку эти работники фактически владеют своими знаниями как необходимым ресурсом производства и являются носителями уникальных качеств и способностей, они меньше всего конкурируют друг с другом, нежели представители традиционных профессий (рабочего класса). Постиндустриальная деятельность, связанная с обработкой данных, информацией и управлением требует взаимодействия людей, прежде всего, друг с другом.
Революция интеллектуалов стала развиваться на основе нового качества современного образования и новому отношению к нему со стороны государства, компаний и самих людей. Обучение сегодня рассматривается как процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Доступность образования является условием вхождения в постиндустриальное общество и основным предметом социально-трудовых отношений.
Таким образом, фундаментом современного этапа общественного развития являются знания, а не труд или другие факторы производства, а наиболее динамичной составляющей производительных сил являются интеллектуалы, которые создают и владеют информацией и знаниями. Такие изменения позволили большинству исследователей утверждать, что современная деятельность на качественном уровне отличается от устоявшихся подходов к её определению.
Современный этап трансформации обусловлен тем, что цель умножения материального богатства перестаёт быть главной для человека. Именно нематериальные (постматериальные) ценности и интересы обеспечивают прогресс современного общества.
Трансформация системы ценностей приобретает сегодня планетарные масштабы в связи с глобализацией и распространением информационных технологий. Речь, в данном случае, идёт о тех социально-экономических явлениях, которые отражают протест личности против нормативно-ценностной системы, регулировавшей жизнь людей в развитых странах (нашей стране – при социализме). Например, против труда, лишающего работника любой инициативы и творчества, мотивируемого исключительно инструментальными целями и целями потребления; возможность выбора собственной модели поведения; отказ от следования образцу или стандарту.
Подводя итоги вышесказанному, необходимо ещё раз подчеркнуть, что изменение ценностных ориентаций, базовых мотиваций деятельности и наделение профессионального труда принципиально иным смыслом не связано с упадком профессиональной культуры или трудовой этики (как это воспринималось первоначально). Из способа зарабатывания денег труд для ряда категорий работников стал трансформироваться в форму самовыражения (творчество). Человек стал ожидать от профессии именно возможности реализации личностного потенциала, именно отсюда – падение интереса к традиционным индустриальным формам труда, воспринимаемыми как стандартные, монотонные, подконтрольные и нетворческие.

Библиография
1. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Научное издание. М.: «Academia» - «Наука», 2008. 640 с.
2. Тоффлер О. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. 557 с.
3. Зарубина Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 2007. 354 с.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с англ. М.: Academia, 2006. 956 с.


Курс лекций Бармашова Л.В., часть 1 Тема1. Структура и содержание системы производственного менеджмента Продолжение 1 Начало исследований производств связано с именем Ф. Тейлора  Продолжение 2 С компьютеризацией связано развитие прогнозирования Проблемы формирования рыночной стратегии предприятия в современных условиях Методы мерчандайзинга: управление желанием купить Понятие и виды инноваций Содержание инновационного процесса Исследовательская стадия проектирования продукта Конструирование нового продукта  

 
       
   
Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

ДИПЛОМЫ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ
Влияние инновационной деятельности предприятия на экономическую устойчивость предприятия
Рекомендации к диплому
Организация управленческого учета по системе директ-костинг
Качество как определяющий фактор конкурентоспособности продукции
Проектирование нового продукта
Научная организация труда
Оперативное управление производством
Оперативное управление на предприятии
Презентация (планирование деятельности предприятия)
Основы проектирования нового продукта
Специфика анализа финансовой устойчивости страховой компании (презентация)
Повышение эффективности производственной деятельности предприятия на примере ОАО
Повышение конкурентоспособности предприятия через бенчмаркинг
Конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики (продолжение)
Обеспечение конкурентоспособности (продолжение)
Стратегия и тактика конкурентной борьбы (продолжение)
Стратегические приоритеты в условиях усиления конкуренции (продолжение)
Стратегия дифференциации продукции продолжение)
Повышение конкурентоспособности предприятия через бенчмаркинг (окончание)
Производственная структура и управление производством
Бизнес-план СТО по обслуживанию легковых автомобилей марки Toyota
Повышение эффективности использования производственного потенциала предприятия на примере ОАО «ВМЗ»
Написать доклад к защите дипломного проекта
Факторы, влияющие на производственную мощность предприятия
Совершенствование инновационной деятельности на предприятие ОАО «ННН»
Совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции на ОАО «ВМЗ
Совершенствование управления инновациями на уровне предприятия» (на примере ОАО «П»)
Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Завод железобетонных изделий») дип. проект
Повышение эффективности деятельности предприятия за счет использования резервов увеличения выпуска продукции (на примере ЗАО «ГКМ») (диплом)
Совершенствование оперативного управления на предприятии (на примере ОАО «Преобразователь
Повышение конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО «Сычевское молоко») диплом
Формирование системы интегрированного контроллинга на предприятии ОАО «ВМЗ» курс. проект
Требования к оформлению курсовых и дипломных проектов
Повышение эффективности управления товарной политикой предприятия (на примере ОАО «Вяземский хлебокомбинат») (диплом)
Использование тактического маркетинга в повышении экономической эффективности работы ООО “Дата-Крат
Повышение эффективности оперативного управления на ОАО«Преобразователь»
Повышение эффективности управления предприятием «Вагонное ремонтное депо Вязьма»
Конкурентоспособность предприятия и производства в условиях рыночной экономики
Качество и конкурентоспособность продукции на предприятии
Повышение эффективности производственной деятельности предприятия (на примере ОАО Павловский Автомобильный завод)
Оперативное управление производством (доклад)
Совершенствование системы управления маркетингом на предприятии
Совершенствование системы коммуникации внутри организации
Оценка трудового потенциала организации
Совершенствование инновационной деятельности предприятия
Трансформация трудовых отношений в условиях мировой глобализации
Дипломный проект на тему Повышение эффективности технического обслуживания производства на ОАО Преобразователь
Планирование и развитие производственной мощности промышленного предприятия
Пути совершенствования производственного процесса на предприятии
Совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции на промышленном предприятии
Развитие производственного потенциала промышленного предприятия в условиях кризиса экономики
Особенности формирования и развития системы управления трудовым потенциалом
Повышение эффективности организации оперативного контроля на предприятии (на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод»)
Влияние глобализации экономики на инновационную деятельность предприятия
Теоретические аспекты системы управления предприятием
Основы организации оперативного контроля на предприятии
Внутренняя нормативная база
Совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции на предприятии
Организация основного производства: задачи, содержание и методы
Совершенствование инновационной деятельности предприятия (статья)
Рациональное использование трудового потенциала предприятия
Влияние мотивации на качество выпускаемой продукции
Применение экономических инструментов в инновационной деятельности предприятия
Оформление преддипломной практики
Подготовка Германии к нападению на Советский Союз
Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии (на примере ООО «Гагаринское молоко»)

Фирменный автосервис

 

 


Задать вопрос